Главная

В статье рассматривается традиционный подход к помощи семьям, воспитывающих детей с ранним детским аутизмом. Приведен опыт психологического сопровождения проживания родителями такой кризисной ситуации, как постановка диагноза ранний детский аутизм их ребенку.

В настоящее время во многих отраслях знаний (психология, медицина, социология, политология и др.) огромный интерес вызывает кризисная проблематика. Актуальность ее обусловлена как общечеловеческими факторами, к которым можно отнести резкое увеличение количества во всем мире антропогенных катастроф и "горячих точек", так и факторами специфическими только для отдельно взятой личности, в качестве которых могут выступать смерть или болезни близких.

Кризисная ситуация - это ситуация эмоционального и интеллектуального стресса, требующая значительного изменения представлений о мире, о себе, о перспективах дальнейшего существования, за достаточно короткий промежуток времени. Человек, находящийся в кризисной ситуации, не может оставаться прежним. Ему не удастся осмыслить свой психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями и использовать привычные модели решения проблем. Кризисные ситуации следует воспринимать как предупреждение о том, что нужно что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее. В практической психологии выделяют следующие стадии развития кризисных ситуаций:

·         первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем

·         дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными

·         еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников.

Все это сопровождается повышенной тревожностью, чувством беспомощности и безнадежности. Однако негативные или позитивные изменения, могут привести человека либо к началу пути и продолжению поиска оптимального решения, либо к развитию индивида, проходящего через кризисные ситуации.

Процедура постановки диагноза серьезного заболевания ребенку, сама по себе, может выступать для родителей в качестве кризисной ситуации. Однако, как показывает практика довольно часто родители чрезмерно фрустрированы после постановки такового. При обращении за психологической помощью в этот период мы сталкиваемся, прежде всего, с тем, что клиентам не удаётся принять ситуацию своими силами вследствие чего, психологическое напряжение возрастает до критического состояния. Характерным для подобных случаев является переживание повышение уровня тревожности, возрастание таких переживаний, как одиночество, бессмысленность существования, страх за будущее и многое другое, что хорошо известно различным специалистам (психологам, психотерапевтам, педагогам, социальным работникам).

В качестве примера хотелось бы привести наш опыт работы с семьями, имеющие детей с ранним детским аутизмом. В психологической литературе достаточно подробно описываются различные направления работы с подобными детьми, которые условно можно разделить на лечебную помощь, коррекционную работу различных специалистов и психотерапевтическую.

Лечебная помощь должна строится на базе индивидуальной клинической верификации состояния ребенка и представляется разными лечебными профилями: психофармакотерапией, физиотерапией, массажем и другими ее видами. Фармакотерапия направлена на купирование психопатологических проявлении болезни, вегето-сосудистой и вегето-висцеральной дистонии, на активизацию ребенка, на ослабление психического напряжения. Медикаментозное лечение должно соотноситься с высокой чувствительностью маленьких аутистов к нейролептикам, транквилизаторам, и необходимостью пребывания ребенка в условиях дома, в пути, с неустойчивой его активностью.

Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА. Использоваться адаптированные для работы с аутистами обычные программы по обучению и организации игр. Логопедическая работа должна начинаться с определения речевой патологии, свойственной детям аутистам. Соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, их автоматизация, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной остается задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, “проигрывания”, драматизации разных тем, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач.

Психологическая коррекция также начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности. Основной задачей является вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Адекватными оказываются игры с жесткой последовательностью событий и действий, их многократное проигрывание. Освоение системы игровых штампов аутистами, способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия. В процессе занятий создается в последующем у аутистов возможность переноса усвоенного, т.е. творческая регуляция поведения и повышение предметно-практической ориентировки в окружающем.

Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, нивелировку тревожности, страха, а также на коррекцию и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.

Данный подход является традиционным в нашей стране. Однако наш собственный опыт психологического сопровождения семей, имеющих детей с РДА, основан на концепциях метода позитивной психотерапии (Н. Пезешкиана, 1968 г.). В работе с такой категорией клиентов основной акцент мы ставим на психологическое сопровождение собственно семьи. На ряду, с оказанием комплексной помощи ребенку различных специалистов, обязательной составляющей является психологическое консультирование родителей, сопровождение их в период проживания горя, принятие его как полноправной части их опыта. Безусловно, все, обратившиеся к нам родители проходят путь проживания горя от отрицания до принятия, минуя агрессию, торги и депрессию. Своей задачей мы видим сопровождение партнеров не только по вопросам сложностей, которые испытывает их ребенок, но и по тем трудностям, которые неизбежно возникают у них, объясняется это следующими причинами. В результате рождения ребенка с РДА, искажаются отношения внутри семьи, а также с окружающим социумом. Причины нарушений связаны с психологическими особенностями ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными.

Постановка ребенку диагноза раннего детского аутизма вводит родителей в состояние шока на первых этапах. Этот факт является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильное воздействие на жизнь партнеров и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада. Изменяется: сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений; система отношений членов семьи с окружающим социумом; особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей ребенка с РДА. Многие надежды и ожидания членов семьи в связи с будущим ребенка оказываются тщетными и рушатся в один миг, а осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период.

Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер. Сложности, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи, а также с воспитанием и обучением детей в основном ложатся на женщину. Мужчина обеспечивает в первую очередь экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения больного ребенка и, таким образом, не исключается, как мать ребенка, из привычных социальных отношений. Его жизненный стереотип, согласно нашим наблюдениям, не столь сильно подвергается изменениям, так как большую часть времени он проводит в привычной среде (на работе, с друзьями и т. д.). Как правило, матери находятся с детьми постоянно. Они жалуются на обилие повседневных забот, связанных с ребенком, что ведет к повышенной физической и моральной нагрузке, подтачивает силы, вызывает утомление. Часто для таких матерей свойственны сниженный фон настроения, потеря вкуса к жизни, перспектив профессиональной карьеры, невозможности реализации собственных творческих планов, потере интереса к себе как к женщине и личности.

Это испытание довольно часто оказывает негативное воздействие на взаимоотношения между партнерами. Одним из самых печальных проявлений, характеризующих состояние семьи после постановки диагноза ребенку, является развод. Не всегда внешней причиной развода называется ребенок с особенностями в развитии. Чаще всего родители детей, объясняя причину разрыва семейных отношений, ссылаются на испортившийся характер супруги (или супруга), отсутствие взаимопонимания в семье, частые ссоры и, как следствие, охлаждение чувств.

Сложившаяся новая ситуация становится испытанием для проверки ресурсов супругов, так и между каждым из родителей и ребенком. Нам известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью. Однако чаще семьи не выдерживают такого испытания и распадаются или имеющие отношения носят формальный характер, где каждый выполняет свою социальную функцию, что оказывает отрицательное воздействие на процесс развития ребенка.

В работе с родителями, оказавшимися в подобной ситуации, мы много времени посвящаем объединению партнеров, учим их обсуждать произошедшие изменения, вместе мы находим и наполняем смыслом их новую жизнь. Достаточно непростым моментом является разведение в понимании родителей того факта, что диагноз ребенка – не сам ребенок, не вся жизнь семьи. В процессе нашей совместной работы родители учатся уделять время себе, реализации своих потребностей, доверяя часть работы партнеру, специалистам или бабушкам, дедушкам. От успешности прохождения кризиса семьи и выработки нового отношения и стиля поведения к изменившимся условиям жизни зависит успех в динамике развития ребенка.

Наш режим работы

Мы будем рады видеть Вас:

Понедельник - Пятница:
с 10:00 до 20:00
Суббота: с 10:00 до 17:00
Воскресенье: Выходной
Телефон: 8 (4212) 25-35-09
Телефон: 8 914 772 35 09

Подробнее

Купон на скидку

На оказание услуг

Данный купон предоставляет возможность получения скидки на услуги центра. Распечатайте данный купон и предъявите при оплате.
Подробнее

Наши новости

Список последних новостей

Дети говорят

Веселые высказывания детей